Владельцы домов и квартир, выбирающих натуральные материалы в отделке, часто отдают предпочтение вагонке – деревянным узким панелям толщиной до 1,6 см. Дерево теплых медово-янтарных оттенков прекрасно гармонирует с различными стройматериалами, отличается прочностью и теплоемкостью. В продаже помимо стандартных планок имеется так называемая евровагонка. Что это такое и как с ней работать – поговорим об этом в статье.
- Характеристики и технические требования
- Необходимые инструменты
- Как крепить евровагонку?
- Пошаговая инструкция
Среди продавцов и покупателей бытует мнение, что отделочные погонажные изделия, выпускаемые по европейским стандартам качества, самые лучшие, экологичные и так далее. На самом деле норматив DIN 68126 регламентирует технические требования в части ограничения дефектов и разделения по сортности.
Здесь надо уточнить: согласно российскому ГОСТ 8486-86 вагонка сортируется по 5 категориям: «экстра» (экспортный), А, АБ, Б и С. Габариты пиломатериалов и отклонения линейных размеров соответствуют древесине влажностью 8-12 %.
Евровагонка стандарта DIN 68126 сортируется по более мягким правилам:
- Три категории сортности: А, В и С.
- Геометрические размеры верны для пиломатериалов при влажности 20 %.
- Допускается поставка сухого, сырого и антисептированного погонажа.
Технические требования по евростандарту представлены в таблице ниже.
Если сравнивать российские и европейские нормативы, то последние отличаются бóльшими допущениями по наличию дефектов и размерам повреждений.
Евровагонка, как и стандартная отечественная вагонка – это гладко строганные планки с углублениями по краям (соединительный шип и паз). После сборки получается стена или потолок с ярко выраженным швом, придающим поверхности глубину и своеобразный объем. Технология монтажа погонажных изделий несложная – крепление осуществляется на обрешетку или непосредственно на прочное, ровное бетонное или деревянное основание.
Допускается как типовой вертикальный монтаж, так и горизонтальный, диагональный либо комбинированный. При желании и определенных навыках из вагонки разных сортов можно создать художественное или мозаичное панно, зрительно расширить или уменьшить объем помещения, придать комнате жилой уютный или строгий стиль и так далее. Общая схема выбирается индивидуально либо в соответствии с пожеланиями заказчика.
Какая бы технология обшивки стен и потолка вагонкой не была выбрана, вам потребуются:
- Электродрель или перфоратор.
- Электролобзик либо ножовка с полотном по дереву.
- Шуруповерт, отвертки.
- Молоток, резиновая киянка.
- Линейка, строительный карандаш.
- Гидроуровень.
- Саморезы по дереву, дюбель-гвозди или кляймеры.
Если предполагается вагонку крепить к стене кляймерами, то дополнительно гвозди покупать не надо, так как они идут в комплекте.
Из материалов потребуется:
1. Евровагонка в габаритах, при которых будет оставаться наименьшее количество отходов. К примеру, для потолков высотой 2,5 м лучше всего брать изделия длиной 2,7 м.
2. Строганные рейки для деревянного каркаса 4×4, 4×6, 6×6 см.
3. Утеплитель и/или пароизоляция. Последняя применяется в помещениях с повышенной влажностью.
4. Плинтус декоративный потолочный (деревянный, пенополистироловый, пенополиуретановый) и напольный (пластиковый или из древесины).
Как крепить и прибивать изделия?
Вагонка монтируется 5 методами:
1. На саморезы. В планку со стороны шипа аккуратно вкручивается метиз под углом 90°, шаг – не менее 40 см. Крепление нужно выбирать оксидированное или оцинкованное, чтобы избежать ржавления металла.
2. Строительным степлером на металлические скобы. Используется для тонкой вагонки сорта не ниже В, интервал – 30-40 см.
3. Монтаж на тонкие гвозди длиной 4-6 см. Шляпки при этом нужно обрезать или вгонять заподлицо в древесину.
4. На кляймеры. Это специальные стальные скобы, которые поставляются в комплекте к евровагонке. С их помощью даже непрофессионалы могут быстро и беспроблемно крепить деревянные ламели на любую поверхность. Особое условие – наличие каркаса из древесины. Как требует инструкция, кляймеры одеваются на нижнюю часть паза, а прикручиваются к обрешетке саморезом через отверстия на выступающем «язычке».
Монтаж евровагонки осуществляется в несколько этапов. На начальном производится подготовка основания, выбирается схема обшивки, просмотривается приобретенная продукция, включая рейки для каркаса и плинтус.
1. Стена или потолок, к которым будет крепиться евровагонка, проверяется нивелиром на ровность, отмечаются те углубления или впадины, где нужно будет под каркас подложить небольшой брусок. Выступы желательно стесать и выровнять до уровня остальной поверхности, небольшие сколы, ямки желательно зашпаклевать ремонтным составом, предназначенным для определенного типа основания. Для дерева это может быть шпаклевка, минеральная стена обрабатывается цементно-песчаной смесью или гипсовой штукатуркой.
2. Следует учитывать также и то, что евровагонка и брус для обрешетки выпускается из натуральной древесины, поэтому двух одинаковых планок и реек просто не бывает. Поэтому перед тем, как начать крепить ее, нужно просмотреть приобретенный материал, отложить или отбраковать сильно поврежденные или кривые изделия. Если планируется крепить к потолку, то лучше предварительно разложить все планки на полу, чтобы скомпоновать их в красивый рисунок.
3. Евровагонка должна полежать в помещении без упаковки не менее 48 часов для акклиматизации. Опытные мастера рекомендуют заранее нанести по всей поверхности защитный состав, который обеспечит влаго- , био- и огнестойкость материала. Это могут быть огнебиозащитные пропитки, антисептические грунтовки, лаки, тонирующие лазури и многое другое. Дело в том, что вагонка, как любое изделие из дерева, изменяет геометрические размеры из-за перепадов температур и влажности. В результате на готовом полотне могут появляться неокрашенные полосы.
4. Перед тем как начать крепить обрешетку, брус и плинтус рекомендуется тоже защитить комплексными биоцидными смесями, предотвращающими появление плесени, грибков, жучков-древоточцев.
5. Следующий этап – прокладка коммуникаций и крепление каркаса. Осуществляется при помощи метизов, подобранных под тип поверхности. Если стена минеральная (бетон, штукатурка, кирпич), то потребуются дюбель-гвозди. Для сруба или каркасно-щитового дома понадобятся обычные саморезы по дереву.
6. На основание при необходимости крепится паро- или гидроизоляция. Затем через каждые 50-70 см устанавливается деревянный брус: вертикально, если евровагонка будет размещаться горизонтально, и наоборот. То есть планки должны быть расположены поперечно обрешетке. Ровность обязательно проверяется уровнем.
На этом же этапе в проемы между лагами устанавливается утеплитель. Это может быть пенопласт или минеральная вата. Не рекомендуется применять теплоизоляцию с нулевой паропроницаемостью, так как это приводит к образованию конденсата под древесиной и появлению гнили, плесени.
7. После окончания подготовительных работ можно крепить евровагонку. Планка прикладывается к основанию и монтируется на кляймеры, саморезами или гвоздями к обрешетке. Следующая панель одевается на предыдущую и также закрепляется с другой стороны. По окончании работ выступающие элементы обрезаются или утапливаются в древесину, закрываются декоративными заглушками.
8. Заключительный этап – монтаж плинтусов или уголков, маскирующих области стыков.